Полный обзор Pentax Zoom 105 R

Полный обзор Pentax Zoom 105 R

 

В начале 1990-х каждый бренд фотокамер и универмаг представляли множество камер "point and shoot" (съёмка "навскидку"). Удобство было главным, и эти камеры доминировали на рынке как никакие другие. Небольшая часть этого нового тренда была посвящена камерам "point and shoot" более высокого класса, больше по функциональности, чем по названию. DLX (Deluxe) было названием, использованным Olympus, но Pentax смог выпустить сравнимую камеру в этом стиле. Это был Pentax Zoom 105-R 1991 года выпуска.

ФОРМЫ 90-Х

Мне нравится внешний вид этой камеры. Она кричит о 90-х, и чем ближе вы смотрите, тем громче это звучит. Ненужно большая, без единого прямого угла. Имея широкое разнообразие черных и темно-серых склонов под странными углами, у этой камеры определенный стиль. Удивительно удобная в руке с невероятным весом и твердым ощущением для пластиковой камеры "point and shoot", это была самая продвинутая зум-модель для Pentax в то время. Одним из моментов, упомянутых в рекламе в американском журнале "American Photo", которую я нашел, было то, что zoom 105-R "настолько универсален, что может имитировать производительность SLR в сложной фотографии". Смелое утверждение, но учитывая функции и относительную конкуренцию, я понимаю, что они имели в виду. Эта камера наполнена функциями, о которых вы даже не подозревали, что захотите, и именно это делает ее выдающейся и сегодня.

В выключенном состоянии у 105-R имеется встроенная крышка объектива и объектив частично убирается в корпус. Эта камера использует две характерные для той эпохи батареи CR123A, дверца для которых закреплена на дне камеры. Смотря на заднюю сторону камеры, виден большой необычный переключатель, который нужно поднять вверх, чтобы включить 105-R. Объектив немного выдвигается, и ЖК-дисплей оживает. Взглянув сверху на камеру, можно заметить несколько кнопок справа от ЖК-дисплея. Сразу справа находится кнопка с изображением лампочки. Она используется для активации подсветки ЖК-дисплея в старом стиле с зеленым оттенком. Справа и ниже находится кнопка с изображением цветка. Она активирует макро режим, полностью выдвигая объектив и фокусируя камеру на расстоянии от 1,35 до 0,75 метра (примерно 4,5-2,5 фута). При просмотре через видоискатель появляются метки коррекции параллакса, и вспышка в этом режиме является опциональной. Однако это один из двух макро режимов. Также есть супер макро режим, скрытый под скользящей крышкой на левой стороне камеры, под гнездом для дистанционного кабельного релиза. В этом режиме вид в видоискателе сильно ограничен, компенсируя фокусировку на 0,45 метра (примерно 1,5 фута). Этот режим предназначен только для вспышки, ассистент фокусировки не активен. Оба эти режима отображаются на ЖК-дисплее в виде цветка и цветка с текстом "0,45 метра" соответственно. Последний элемент сверху на камере - это стандартная кнопка затвора.

В видоискателе камеры нет ничего особенно интересного, кроме ранее упомянутых меток коррекции параллакса и пятна автофокуса в центре. Справа от видоискателя расположены два светодиодных индикатора, видимые в вашем боковом зрении; они помечены как AF и молния. Верхний индикатор AF будет мигать зеленым цветом, когда фокус не зафиксирован, и будет непрерывно гореть, когда фокусировка закреплена. Вы также можете нажать кнопку затвора наполовину, фиксируя фокус, и изменить композицию снимка. Ниже находится красный светодиод, соответствующий вспышке. Он будет мигать, когда вспышка еще заряжается, и будет непрерывно гореть, когда вспышка должна использоваться. На ЖК-дисплее также есть графика, когда вспышка активна или в различных режимах ее работы.

Pentax 105-R — это камера с зумом, и у неё есть несколько уникальное управление этой функцией. Обращая взгляд к задней стороне камеры, в верхнем правом углу находится переключатель для регулировки зума. По умолчанию камера установлена на широкоугольные 38 мм (f/4) и увеличивается до телеобъектива 105 мм (f/7,8). У переключателя есть несколько положений и несколько особенностей. Если вы двигаете переключатель в любом направлении, до первого положения и удерживаете его, камера будет увеличиваться до заданного числа и останавливаться. Эти значения составляют 38-46-55-70-85-и 105. Вы также можете быстро двигать переключатель, чтобы увеличивать и уменьшать на пять единиц, или двигать переключатель до упора в любом направлении, чтобы перейти к числу без остановки на промежуточных значениях. Все расстояния отмечены графикой и числом на ЖК-дисплее.

Между видоискателем и переключателем включения/выключения находятся три цветные кнопки режимов, каждая из которых имеет поразительное количество функций. Начнем с желтой кнопки справа от видоискателя, которая контролирует настройки вспышки и длительной экспозиции. У вас есть возможность автоматической вспышки (настройка по умолчанию), постоянной вспышки, без вспышки, компенсации подсветки, режима длительной экспозиции и режима длительной экспозиции с вспышкой. Это может показаться многим, но центральная черная кнопка также действует как модификатор для каждой из других кнопок. В обоих режимах длительной экспозиции, удерживая черную кнопку и двигая переключатель зума, можно выбирать время экспозиции от 0(0,5) секунд до 60 секунд, отображаемое на ЖК-дисплее. В руководстве также указано, что максимальное время экспозиции может достигать 60 минут при использовании опционального кабельного пульта дистанционного управления. Черная кнопка также имеет функцию, когда камера находится в режиме по умолчанию. Если удерживать кнопку в течение нескольких секунд, можно корректировать экспозицию на пол-шага до трех шагов в любом направлении.

Синяя кнопка справа управляет экспозициями и таймерами. По умолчанию камера работает в режиме одиночной съемки, но при нажатии синей кнопки камера переходит в режим самосрабатывания с таймером на 10 секунд (с соответствующим красным светодиодом на передней части камеры), последовательной съемкой (с частотой 1,3 кадра в секунду), многократной экспозицией и интервальной съемкой. В режиме самосрабатывания, когда черная кнопка удерживается и двигается рычаг зума, это не изменит время, но изменит количество экспозиций, до пяти. С многократной экспозицией никаких специальных действий выполнять не нужно, кроме как активировать ее каждый раз, когда вы хотите ее использовать. Интервальная съемка - довольно редкая функция для камер, и здесь она имеет множество настроек. Каждый раз, когда вы нажимаете и удерживаете черную кнопку в этом режиме, вы можете изменить одну из трех опций с помощью рычага зума. При первом нажатии и удержании черной кнопки можно изменить время начала интервальной съемки, что обозначено как S—> на ЖК-дисплее. Это может изменяться от одной минуты до 10, десятков минут до 50 и часов до 12. Если оставить на нуле, время начнется через три секунды. При повторном нажатии и удержании черной кнопки можно выбрать интервал съемки (время между снятыми кадрами). Это может быть от десятков секунд до 50, минут/часов, как и раньше, и дополнительный вариант в 24 часа. Наконец, если черную кнопку снова нажать и удерживать, можно выбрать количество кадров. Это число достигает 36, но если установить число на ноль, камера будет снимать до конца пленки.

Наконец, я хотел бы упомянуть несколько отдельных функций и аксессуаров для 105-R. Есть функция прокрутки пленки в середине рулона с помощью защищенной кнопки на дне камеры, а также рядом находится переключатель для устранения эффекта красных глаз при использовании вспышки, а также нецентрированный штативный разъем на дне. Камера читает пленку с DX-кодировкой с ISO от 25 до 3200, имеет выдержку от 1/3 секунды до 1/250 и может фокусироваться от 1,35 метра (примерно 4,5 фута) до бесконечности в режимах, не связанных с макросъемкой.

ЖК-дисплей очень детализирован и имеет графику почти для всего, что делает камера. Он всегда будет показывать, на каком вы кадре, даже когда камера выключена, и +/-, если вы установите камеру с компенсацией. Это единственное, что камера будет хранить в памяти, так как каждый раз при включении она сбрасывается на заводские настройки. Как я упоминал ранее, есть трехконтактный дистанционный пульт управления затвором, называемый Кабельным Переключателем, который можно использовать для очень долгих выдержек. Также была стандартная дата на обратной стороне камеры.

ОПЫТ

Многие компактные камеры попадают в категорию незаметных и не интересуют большинство фотографов, работающих на пленку. Средние по качеству оптические характеристики зум-объектива в сочетании с громоздким внешним видом не привлекли моего внимания. Изначально я приобрел эту камеру как часть набора, и она была быстро убрана в коробку. Однако, когда компактные камеры стали набирать популярность, я решил рассмотреть то, что у меня было. Каждая камера заслуживает шанса блеснуть, и недавно эта камера привлекла мое внимание.

Я забыл, что в комплект с этой камерой входило немало документации, включая оригинальный чек. Общая стоимость составила 249,96 долларов США в 1994 году (примерно 485 долларов США в 2022 году). Это был покупка в магазине под названием Service Merchandise Co. в Брансуике, штат Мэн. Я слышал это название раньше, думаю, из списка рекомендованных сервисных центров в старых инструкциях, но сейчас таких магазинов уже не существует. И последнее, что стоит отметить: на обороте руководства имеется таблица со всеми датами замены батареи в камере и номером используемой пленки. Меня поразило увидеть, что последний раз батарею меняли и фиксировали это 8 марта 2002 года, а последний раз считали кадры на пленке в феврале 1998 года - это был кадр №1 на пленке 99... если это правда, то это потрясающе.

Учитывая историю камеры и ее очевидное значение для этого человека, я почувствовал, что я должен отдать должное этой компактной камере. Взяв камеру в руки, я решил просмотреть инструкцию, чтобы получить представление о возможностях 105-R. В ней оказалось довольно много функций, и их становится еще больше, если заглянуть глубже. Я хотел проверить все доступные функции, чтобы дать этой камере справедливую оценку.

Сначала шло все медленно. Вокруг не было много объектов для съемки, так как была глубокая зима. Но когда за ночь выпало около фута свежего снега и температура опустилась глубоко вниз, я оделся по-зимнему и на следующее утро рано утром прошелся по улицам. Ни души. Когда я фотографирую, мне обычно нравится, чтобы было так. Я выбрал сильно просроченную пленку Agfa APX 400 и потянул ее на два стопа. В тот день было невероятно ярко, и фотографии вышли немного грубыми, но я чувствую, что они передали настроение того, насколько холодно было на улице. Учитывая температуру в минусе, я ожидал некоторых проблем, но у этой камеры не возникло никаких проблем с съемкой, зумом или перемоткой пленки.

Я вышел еще раз через несколько недель с коротким рулоном цветной пленки и сделал еще несколько снимков, но ничего особенного не выделилось. После этого прошло еще несколько недель, и когда температура стала повышаться, снег растаял, и вокруг осталась в основном коричневая земля. Я решил попробовать режим выдержки с цветной пленкой низкого ISO и сделал несколько снимков в пасмурный день. Настройка всех параметров довольно интуитивная, и у меня не было проблем с переключением настроек камеры. К сожалению, я взял не тот штатив и пришлось устойчиво установить камеру на заборе. Снимки получились немного темными, но в целом я был впечатлен работой объектива.

Желая полностью проверить камеру, я отправился с рулонами цветной и черно-белой пленки, чтобы завершить тесты. Однако цветной рулон был более просрочен, чем я думал, и на пленке даже не было намека на изображение. Черно-белый рулон использовался для тестирования макрорежимов, и он тоже оказался неудачным, так как большинство снимков оказались не в фокусе. Это было обескураживающе, но я знал, что не хочу оставлять результаты на этом. На следующих выходных я снова вышел, повторяя похожие снимки и стараясь не допускать этих ошибок.

Наконец, успех и довольно хорошие результаты от 105-R. Я также понимаю, что сейчас у меня фаза, в основном, портретной ориентации снимков; мне придется работать над тем, чтобы делать больше смешанных снимков. На этой пленке я также тестировал макро и сверхмакро режимы, измеряя расстояния и используя штатив для каждого. Обычно я использую SLR для макросъемки и никогда не пробовал компактные камеры в их соответствующих макрорежимах. По этим двум снимкам я действительно удивлен, насколько хорошо они сработали. Четкие изображения без виньетирования на просроченной пленке, усиленной на одну ступень. Я совершенно поражен, насколько хорошо это сработало.

Я уверен, что дал камере Zoom 105-R шанс проявить себя, и она превзошла все мои ожидания. Семь рулонов пленки спустя, и только теперь я могу сказать, что только начинаю полностью понимать ее функционал и как заставить эту камеру работать на полную мощность. Мои примеры фотографий далеки от возможностей, которые, я знаю, есть у этой камеры, и я буду тестировать ее еще в будущем. Множество режимов действительно поражает воображение, даже простая возможность коррекции экспозиции – это больше, чем у многих камер "пойнт-энд-шут". На широком конце объектива f/4 действительно неплох для работы, и у вас есть вспышка, чтобы помочь немного больше. Макро и наличие режима супермакро потрясающе, дистанционный релиз, а также опция двух разных режимов длительной выдержки выводят эту камеру на совершенно новый уровень. Я никогда не использовал режим интервальной съемки, но это может быть очень интересным экспериментом для создания таймлапса.

 

Я действительно не думал, что эта камера мне понравится. Я работал с несколькими камерами с зумом из 90-х и получил довольно посредственные результаты от большинства из них. Эта камера превзошла большую часть камер с зумом в моих глазах и стала новым стандартом для других. Pentax Zoom 105-R – выдающаяся камера и в классе сама по себе, я не мог бы рекомендовать ее сильнее.

Перевод статьи с английского языка

Ответить

Ваш email никто не увидит. Необходимые поля отмечены *