Год назад 1 мая 2023 года ушел из жизни культовый графический дизайнер и карикатурист Пол Джамбарба, придумавший фирменный стиль для корпорации Polaroid в начале 60-х годов. Именно его работы сделали технически прорывные камеры и фотоматериалы Polaroid иконами стиля в общественно сознании.
Ниже мы приводим свой перевод жизненного и карьерного пути Пола Джамбарба (Paul Giambarba) изложенного на его официальном сайте художника.
Моя итальянская бабушка научила меня рисовать в очень раннем возрасте. Она любила кошек и рисовала их в остроумной манере с поднятыми хвостами (чтобы видеть их номерные знаки, говорила она по-итальянски). Ее стиль был очень похож на стиль Саула Стайнберга, и неудивительно — он учился в Милане, где этот паучий метод цвел. Я любил играть в бейсбол, но, в отличие от своего отца и сына, я в нем не отличался. Вместо этого я делал спортивные карикатуры.
Я начал короткую карьеру в газетах как копирайтер в старом Boston Post. В день победы над Японией, 14 августа 1945 года, я обыграл конкурента, Boston Globe, надписью об капитуляции японцев на меловых досках, которые были развешены на фасаде здания Post. За это мне предложили работу в художественном отделе Post, но мне пришлось уйти, когда ветераны вернулись домой, чтобы занять свои места.
Boston Herald нанимал художников-фрилансеров, и я стал одним из них. Благодаря добрым рекомендациям Реджиса Трантера, менеджера по производству Herald, меня наняли ежедневным спортивным карикатуристом, но вскоре меня уволил Джордж Минот, главный редактор, перед всем городским отделом. "Пойди в колледж, научись рисовать", — кричал он. Я не последовал его совету. Десять лет спустя ему пришлось послать своего репортера в мою бостонскую студию, чтобы сделать фотографии и написать статью обо мне и еженедельном карикатурном разделе, который я продал в журнал This Week, воскресном приложении с самым большим тиражом на тот момент среди американских периодических изданий. Репортер Herald рассказал мне, что Минот уволил нескольких других, которые затем получили Пулитцеровские премии. Мне не удалось выиграть ни одну из них, но я больше не хотел работать в газете.
Мне повезло встретить Гарольда Ирвинга Смита, который стал моим первым наставником. Гарольд был портретистом и иллюстратором, который был учеником великого американского художника и учителя Роберта Генри (1865 - 1929 гг.). Два года я имел счастье занимать стол для рисования в студии Гарольда на Лагранж-стрит в Бостоне, над парикмахерской Эдди Джордана, рядом с Hand the Hatter, в одном квартале от Washington Street и Combat Zone по направлению к Tremont Street.
Моим вторым наставником был Брюс Андерсон, который руководил дикой и безумной художественной студией на 88 Broad Street на окраине финансового района. Брюс был очень талантливым дизайнером и великим учителем. Самым известным выпускником Bruce Anderson Associates является карикатурист Рой Маки. В августе 1952 года я женился на Рут Треймейн, студентке Массачусетской школы (теперь колледжа) искусств, и открыл свою собственную мастерскую на Милк-стрит, в дешевом арендном районе финансового района Бостона. Рут была моей лучшей и постоянной моделью, когда я продвигался от карикатур к иллюстрациям, используя то, что я узнал у Гарольда.
Моим третьим наставником был Стэнфорд М. Калдервуд, чье имя вы увидите на входе в Музей изящных искусств в Бостоне в качестве выдающегося донора. Я встретил Стэна в 1955 году, когда он был помощником рекламного менеджера в Polaroid в Кембридже. В течение следующих 28 лет я переключился на создание дизайна корпоративного образа и почти весь фирменный стиль компании Polaroid. Я был их первым художественным директором и, таким образом, организовал их художественные и производственные отделы. Но мы все согласились, что корпоративная жизнь не для меня, поэтому эти годы я работал и жил на мысе Код, где физически помогал строить студию и пару домов.
Это была золотая эра Polaroid, когда ее оборот вырос с 50 миллионов долларов до более миллиарда.
Когда я не работал над дизайном Polaroid, в большинстве случаев дизайном упаковки, я работал фрилансом для национальных журналов, где у меня были полные страницы в Sports Illustrated и еженедельный карикатурный раздел в журнале This Week, воскресном приложении с самым большим тиражом в мире на тот момент. Я также делал обложки книг и иллюстрации для издательств, таких как Houghton-Mifflin, а также корпоративные программы идентификации продукта для Tonka Corporation и Tonka Toys в Миннесоте.
В 1965 году я начал собственное издательство The Scrimshaw Press. Оно предназначалось для представления первоначальных и обильно иллюстрированных бумажных книг для детей, посвященных историческому прошлому, морской легенде, экологии и сохранению мыса Кода. Это была работа по любви, и я получил много похвал и хороших отзывов, в том числе статей в American Artist и Horn Book magazine.
Между тем я выиграл бесчисленное количество наград за свои дизайны, золотые медали от Art Directors Clubs of New York и Boston, награды Andy и Hatch от рекламных клубов этих городов, а также несколько Сертификатов Отличия от American Institute of Graphic Arts. Меня также пригласили прочитать лекции в Корнелле, Уэлсли и нескольких других колледжах, а также преподавать гостевой семестр в Simmons.
В 1980 году я погрузился в редактирование и издание CapeArts, регионального квартального журнала, в котором представлялось творчество жителей и летних посетителей Кейп-Кода, Нантукета и Марта'с Виньярда. Среди тех, кого я интервьюировал и фотографировал, были лауреат Пулитцеровской премии Дэвид Маккалло и иллюстратор Эдвард Гори.
В последние годы я вернулся к своей первой любви, иллюстрации, с новым и пересмотренным изданием Cape Cod Light, которое изначально было опубликовано Atlantic, Little, Brown, а также возродил свои самые популярные книги о мысе Код. Я также был добровольцем в программе Senior AmeriCorps и Senior Environment Corps Cape & Islands.
Большие книжные сети вторглись на мыс Код и уничтожили многих моих независимых клиентов. Моя дорогая жена Рут ушла из жизни в 1978 году, когда мои двое детей учились в колледже и готовились к поступлению. В 1981 году я женился на миссис Райт. Фрэн и я помогли талантливой иллюстраторше-другу найти дом для ее замечательного цветочного алфавита, основав Arts & Flowers, издательство ботанически точных открыток. Мы переехали в Себастополь в округе Сонома, когда обнаружили, что большинство наших клиентов находятся в Калифорнии. Мы продали бизнес в 1997 году и вернулись на Кейп-Код и в город Машпи, где мы и проживаем до сих пор.
Флориан Док Капс связался со мной после того, как купил бывший завод Polaroid в Энсхеде, Нидерланды, и устаревшую пленку для упаковки которой ему нужен был дизайн под его брендом Impossible. Я разработал все упаковки и отправил .pdf-файлы на принтер Дока в Австрию, и в декабре 2009 года Фрэн, и я отметили запуск с командой Impossible в Международном центре фотографии в Манхэттене.
Док был способствующей фигурой в том, чтобы заставить меня сделать из моих работ произведения изобразительного искусства, после успешной продажи моей книги "Branding of Polaroid", которая вышла в нескольких изданиях, включая самое последнее (2019 год) издание от Les petites éditions во Франции. Мои оригинальные работы были выставлены в Париже, Барселоне и Болонье на специальных фотографических мероприятиях.