От фотографий Polaroid к восприятию: Погружение в мир теории Ретинекса Эдвина Лэнда

От фотографий Polaroid к восприятию: Погружение в мир теории Ретинекса Эдвина Лэнда

От красного к оранжевому, от пурпурного к жёлтому, а затем обратно — когда цвета становятся странными, они обычно становятся очень странными. Здесь мы начинаем путешествие по запутанному ландшафту Ретинекса, этой поразительной теории человеческого цветового зрения, задуманной никем иным, как отцом Polaroid, Эдвином Лэндом.

История Ретинекса началась в начале 1970-х годов, когда Эдвин Лэнд, среди множества исследовательских работ, патентов и новшеств, нашёл время, чтобы погрузиться в загадку постоянства цвета. Этот интригующий аспект человеческого восприятия показывал неизменное восприятие цвета объекта, несмотря на различные уровни освещенности.

Сбиты с толку? Ну что ж, представьте явление постоянства цвета так: вы будете воспринимать яблоко красным, будь оно окутано утренним солнечным светом или погружено в сумрак на закате. Но почему?

Всё сводится к так называемому контексту освещения. Освещение дает вашему мозгу контекст для интерпретации того, что вы видите. Таким образом, если вокруг чего-то, например яблока, темно и яблоко выглядит темнее, вы всё равно будете думать, что оно красное, несмотря на то, что его "шестнадцатеричный код" может быть, скажем, тёмно-синим.

Контекст освещения чрезвычайно важен, поскольку мозг должен работать очень быстро для идентификации объекта; первобытным людям требовалось избегать опасных ошибок при выборе пищи или столкновении с хищником. И учитывая, что цвет часто сигнализирует об опасности в природе, эволюция этой восприятия стала жизненно важным механизмом выживания.

Повышение искусства восприятия

После сотен экспериментов и демонстраций постоянства цвета Лэнд придумал термин «Ретинекс» — объединение слов «сетчатка» (Retina) и «кора» (Cortex). С помощью Ретинекса он стремился показать, как мозг и глаз работают вместе, чтобы воспринимать цвета, которых на самом деле нет.

 

Лэнд отметил, что когда мы «видим» цвет, мы на самом деле замечаем длину световых волн, исходящих от предмета, на который мы смотрим.

Например, видеть красный цвет может означать две вещи. Возможно, вы видите точную длину световых волн, которые составляют красный, что и вызывает у вас ощущение красного цвета. Или вы можете видеть комбинацию двух разных размеров волн, которые при смешивании создают тот же эффект, что и красный.

Таким образом, простыми словами, даже если красного света нет, вы всё равно можете воспринимать 'красный'. Запутанно, правда?

Добавьте к этому явление постоянства цвета, и вуаля; вдруг цвет начинает вести себя действительно странно.

Взлом человеческого восприятия

Теория Лэнда объяснила мир цветового безумия. Способность преднамеренно обманывать наши системы восприятия, заставляя их видеть разные цвета в зависимости от окружающей обстановки, была не только увлекательной, но и способной вызывать серьёзное веселье. С тщательно подобранными сочетаниями цветов значение цвета становится совершенно сомнительным, что открывает путь для создания потрясающего искусства.

Резюме о Ретинексе

Объяснение Ретинекса разрушает наше восприятие и открывает совершенно новый мир цвета. Наши последние фоторамки содержат одну и ту же красную точку, но наше восприятие этого радикально меняется с каждой новой комбинацией окружающих цветов. И вы можете использовать пионерскую теорию Эдвина Лэнда, чтобы вдохнуть жизнь в свою фотографию.

Ответить

Ваш email никто не увидит. Необходимые поля отмечены *